На пути в Прибалтику

В пятидесятых годах девятнадцатого века в шести километрах от древнего Вышгородка началось строительство железной дороги. Безземелье и нищета вызывали огромный приток крестьян волости на строительство ╚чугунки╩, так тогда называли железнодорожный путь. За нищенскую плату они выполняли поистине каторжную работу.

Неимоверные трудности создавала и сама местность : дорога проходила через топкие болота. Об условиях жизни и работы строителей железной дороги можно судить по сохранившимся архивным документам. В одном из контрактов оговаривалось : ╚Если кто из рабочих заболеет, то подрядчик обязан использовать его таким образом, что бы он хотя бы впроголодь прокормил себя, а если вообще работать не может, то следует вычитать с его прежнего заработка на харчи 15 копеек и за медикаменты 5 копеек серебром в сутки. Но если кто из рабочих волею божьей помрет, не отработав задаточных денег, то таковые вычесть из общей суммы, причитающейся на артель. Вообще во всех случаях, в коих будут следовать с рабочих высчиты, они (рабочие) отвечают друг за друга круговой порукой╩.

Читая этот документ, можно представить неимоверно тяжелую долю крестьян крепостной России, которых не отпугивали от работы на строительстве железной дороги даже такие кабальные контракты.

30 Ноября 1858 года Главнокомандующий путями Сообщений и Публичными зданиями генерал - адьютант Чевкин подписал сообщение Совету управления Главного общества Российских железных дорог о том, что прект измененного направления железной дороги между Островом и Режецею утвержден с установленной шириною балластного слоя и откосами и что расстояния между станциями не должны превышать 24 версты, а для этого потребуется проектировать вместо четырех пять станций.

Первый рельсовый путь протяженностью 164 километра на территории Прибалтики был построен в ноябре 1860 года на участке Пыталово √ Двинск Петербургско √ Варшавской железной дороги.

Так в 1863 году на карте Санкт-Петербурго - Варшавской железной дороги на 345-ой версте 4-й дистанции появилась новая полустанция Пыталово.

В 1881 году полустанок в официальных документах движения поездов начинает упоминаться как станция. О новом положении как станции Пыталово, видно из таблицы данных движения пассажиров от станций С-Петербурго-Варшавской железной дороги в 1881 году, имеющейся в железнодорожном музее г.Пскова (где в графе "убытие" : станция Пыталово - 215 человек)

Что же представляла собой эта захолустная станция царской России? Все ее сооружения перечисляются в нескольких строках : центральная платформа, дощатое здание для пассажиров, сарай для складирования товаров, колодец, землянка для керосина, несколько жилых домов, будка стрелочника и рубленый домик почтового ведомства.

...Шли годы. В последние полтора десятилетия 19 века и в первые годы 20 века начал претворяться в жизнь генеральный план расширения станции. Об этом речь пойдет чуть позднее, а сейчас несколько строк надо сказать о сельце Пыталово.

В списке населенных мест Островского уезда Псковской губернии последней чет-верти 19 века упоминается сельцо Пыталово(Ново-Дмитриевекое), в котором про╜ живало 59 душ обоего пола. Интересные данные дают материалы прений Островского уездного земского собрания 1883 года, где был поставлен вопрос об устройстве переправы или моста у с. Пыталово через р. Утроя г. Дараган с помощью земства. В обсуждении вопроса приняли участие гласные Кириллов,Трофимов, Неклюдов. Иванов и другие, где мнения по поводу выделяемой суммы от 50 до 100 рублей ежегодно на 10 лет г. Дараган на эту цель разделились. И всетаки переправа начала действовать.

Отдельно хочется остановиться на железнодорожной станции Пыталово конца 19 начала 20 веков, которая трижды меняла свое название: Пыталово-Яунлаттале- Абрене.

Станция Пыталово. 1910-1915 г.г.

В связи со строительством новой Пыталовской железнодорожной ветки Пыталово-Морачево-Иерики, высочайше одобренной государем и самодержцем Российским Николаем II на начальника станции мещанина Степана Маркеловича Путилова и его помощников крестьян Ивана Игнатьевича Тясто и Александра Васильевича Кудрявцева упал груз забот, надо было организовать труд не только ра╜ бочих пути и обходчиков, но и работы, связанные со строительством этой ветки.

В начале 20-го столетия станция была среди 37 населенных пунктов Псковской губернии, где работают почтовотелеграфные и почтовые казенные учреждения. Архивные документы называют начальников почтового отделения: Иван Адамович Гиндос (с 1905 г.) и Василий Николаевич Федотов (с 1911 г.).

Обыкновенная почта поступала ежедневно в 8 часов 35 минут пополуночи, 8 часов 40 минут и 11 часов 20 минут пополудни с местного вокзала, туда же ежедневно отправлялась почтовая корреспонденция на 20-30 минут ранее вышеназванного времени. Вообще к лету 1907 года в районе станции имелись дежурная для кондукторских и паровозных бригад, жилое помещение почтового ведомства, почтовый отдел, два сарайчика, погреб и два колодца. В связи со строительством архивные документы рассказывают о расположении просеки в счет В.А. Морачсвского, отчуждении участка его земли с прилетающими постройками, возведение нового семафора со стороны Морачево(станция Пурвмала).

Предусматривалось построить пакгаузы, открытые товарные платформы, дополнительные складские здания. Станция продолжала расстраиваться даже в годы 1-й мировой войны. К 1916 году здесь было уже 9 жилых домов (казарм) и баня, здание товарной конторы, деповские пристройки.По административному делению Пыталово относилось к Вышгородецкой волости.

Последним владельцем имения-сельца Пыталово был Островский лесничий Антон Генрихович Вноровский. От него имение перешло к Псковскому отделению Крестьянского поземельного банка. У некоторых старожилов города сохранились документы 1914-1918 годов.

Так окладной лист Островской Уездной Земской Управы на 1915 год ╧ 10476 называет этого владельца Крестьянский Поземельный Банк, который разделил и сдал в аренду с выкупом с. Пыталово на 39 участков.

Эти участки находились в районах современных улиц Заречной, Береговой, Пыталовские хутора, Чехова, Белорусской, Мелиораторов и частично в районе д. Кострецы. По размеру данные участки были различны. Под усадьбой и пашней в них насчитывалось от 3,0 до 14,1 десятины удобной земли.

Якимов П. - телеграфист ж/д станции 1909-1910 г.г.

В годы гражданской войны, а именно осенью 1914 года, через станцию проследовал агитпоезд имени В.И. Ленина. Пока паровоз во время остановки загружали дровами, политкомиссар поезда беседовал с собравшимися вокруг железнодорож╜никами и солдатми со стоящих на путях эшелонов, а так же немногочисленными крестьянами окрестных деревень, оказавшимися на станции. Он рассказывал им о положении на фронтах, призывал к революционной бдительности.

Вообще в годы гражданской войны (1918- 1920 гг.) с. Вышгородок и станция Пыталово часто были прифронтовыми и переходили из рук в руки противоборствующих сторон. Особенно упорными были дскабрьско-февральские бои 1919-1920 гг., после которых фронт стабилизировался. Последний раз пыталовское направление было упомянуто в Оперативной сводке командования Красной Армии за 1 июля 1920 г.

Согласно условиям Рижского мирного договора 1920 года часть территории Островского уезда (в т.ч. Пыталово) была передана Латвии. По административно-территориальному делению наш край вошел в состав Люцинского уезда(Лудза).

<< в начало подраздела
<< на главную страницу