Край в период между двумя мировыми войнами
(1920-1940г.г.)

Правительство буржуазной Латвии увидело в Пыталове не просто важный ж\д узел, а прежде всего пограничную зону с Советской Россией. Оно стремилось отгородить Латвию от Советов кроме пограничных кордонов многочисленными идеологическими барьерами, с помощью административных органов и полиции возвести на границе ╚китайскую стену╩ - лишить население двух государств всяких связей.

В 1925 году из огромного Лудзенского уезда бал выделен новый √ Пыталовский уезд.
В него вошли шесть волостей бывшего Островского уезда. : Вышгородецкая, Гавровская, Пурвмалвская(Носовская), Линовская, Упмальская, Качановская и девять волостей бывшей Витебской губернии : Балтиновская, Шкилбенская, Вилякская, Лиепнанская, Балвская, Викененская, Ругайская, Бурзцильская и Тылжененская.

Центром административной и в значительной мере духовно-культурной жизни уезда стало селение Яунлатгале (Новое Латгале), которое постепенно вырастало в значительный населенный пункт городского типа с 1242 жителями (1935 г.). Именно под этим названием согласно решению Сейма селение получило в 1933 году статус города.

ж\д станция г.Яунлатгале 1920-е годы.

Население города того времени было многонациональным по своему составу, в нем проживали: латыши, русские, белорусы, поляки, евреи, литовцы и др.

Поэтому в селении Яунлатгале в начале 1930-х годов действовали: еврейско-лютеранская община, зарегистрированная по улице Порука, 6 (руководитель Каулиньш, проживающий: улица Калпака, 13), римско-католическая община, зарегистрированная по улице Парку, 22 и православная община, зарегистрированная по улице Речной, 8 (руково- дитель С, Ефимов).

Интересны некоторые вопросы строительства храмов в эти годы в нашем городе. Начнем с православного храма, находящегося в центре города. Если гость или житель городка окажется на улице Красноармейской в районе кинотеатра и направит взгляд в его сторону, то увидит за ним, правее здания библиотеки, полускрытый листвой, действующий и ныне деревяниый храм Николая Чудотворца.

храм Николая Чудотворца 1920-е годы.

Строительство его связано с событиями 1927 года. когда на благочиническом собрании Вилякского благочиния 14 сентября был впервые поднят этот вопрос. Синод латвийской православной церкви утвердил ре╜ шение собрания об образовании нового прихода и назначил настоятелем ею отца Сергея Ефимова.

Были организованы приходской совет и дамский комитет, кото - рые занялись сбором пожертвований. 29 июня 1929 года после литургии была со- вершена закладка храма. К концу 1930 юда деревянный храм в древнерусском сти╜ле размером 22x11x22 метра был построен, a 24декабря в нем шла первая служба всенощная накануне Рождества Христова.

Торжественное освящение храма было совершено архиепископом Иоанном 6 сентября 1931 года.

На современной Псковской улице находилась синагога, баптисты собирались в доме на углу улии Советской и Победы.Долгое время не было храмового здания у лютеранской общины.

 

 

Здание слева-Яунлатгальская евангелическо-лютеранская церковь

Из архивных документов Государственного исторического архива Латвии фонда "строительного департамента" видно, что Яунлатгальская евангелическо-лютеранская церковь по проекту архитектора А. Кундзиня была заложена 22 сентября 1924 года, а закончено строительство было в середине 30-х годов.

Освящена же церковь была осенью 1936 года. Ныне это здание, но уже без шпиля, у горожан и гостей города ассоциируется с городским музеем.

 

на следующую страницу>>
<< в начало подраздела
<< на главную страницу

 

 
ныне-городской музей